Важно, чтобы ребёнок сделал правильный нравственный выбор

Роман Яковлев, методист отдела программ Мосгортура по организации детского отдыха. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха


Как лучше организовать детский отдых? Какие лагеря выбирают родители — экстремальные или максимально комфортные? За границей или недалеко от дома? Эти и многие другие вопросы обсуждались на прошедшей конференции КИДПРО в Москве. /epochtimes.ru/

Тысячи экспертов, задействованных в этой отрасли, делились своим опытом организации детского досуга. На конференции прозвучало 160 докладов. За привычными словами о стандартизации, регулировании, финансировании и мотивации чувствовался накал человеческих эмоций и неоднозначность подходов. Было много и критических выступлений.

За 2 дня конференции по детскому отдыху «КИДПРО» в Москве прозвучало 160 докладов по темам: «Финансовый менеджмент», «Подготовка и обучение вожатых», «Медицина и безопасность детского отдыха. Транспортные перевозки», «Инклюзивный детский отдых», «Дети, требующие особого педагогического внимания», «Информационное поле в детском отдыхе», «Тренды и тенденции в программировании детского отдыха», «Лагерь: закон, регулирование, инфраструктура». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

В интервью с Романом Яковлевым, методистом отдела программ Мосгортура, были затронуты темы о том, как детские лагеря работают с трудными подростками, и как важно применить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Р.Я.: Главная задача, которая стоит перед организаторами отдыха для детей, заключается в первую очередь в социализации ребёнка, укреплении его здоровья, возможности дать опыт работы в команде.

Крайне важно не только организовать детям нормальные условия проживания, питания, но и помочь ребёнку сделать правильный нравственный выбор. В этом им помогают вожатые. Требования к вожатым очень высокие. Помимо педагогических навыков, при наборе вожатых смотрят, какой у него кругозор, всестороннее развитие. Через несколько уровней системы обучения неопытные новички начинают раскрываться, понимают, как организовать ребёнка. Если человек обучаемый, с ним работают серьёзно. Бывает, что не выдерживает. В какой-то момент человек понимает, что не получается, и сам уходит.

В отряде на 8–12 человек приходится один взрослый. Если 25 человек в отряде, то двое вожатых. У каждого ребёнка есть своя роль, не все хотят позиционировать себя как лидера. Первые три дня мы проводим игры на сплочение, изучаем детей. После того как знакомство произошло, их увлекают в разные мероприятия, предоставляют тот спектр занятий, который подходит именно ему. Таким образом все вовлекаются в общее дело. Один готовит сцену, кто-то декорации, кто-то готовится к выступлению. Очень важно увидеть весь потенциал у ребёнка. Был случай, когда девочка, которая занималась хореографией в школе, наотрез отказалась выступать с танцами. Но когда она вдруг начала рисовать, у неё отлично получилось.

За 2 дня конференции по детскому отдыху «КИДПРО» в Москве прозвучало 160 докладов по темам: «Финансовый менеджмент», «Подготовка и обучение вожатых», «Медицина и безопасность детского отдыха. Транспортные перевозки», «Инклюзивный детский отдых», «Дети, требующие особого педагогического внимания», «Информационное поле в детском отдыхе», «Тренды и тенденции в программировании детского отдыха», «Лагерь: закон, регулирование, инфраструктура». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

— Что делать, если ребёнок уже пришёл с плохими привычками? Как привить им хорошие манеры, отучить от мата, минимизировать влияние на детей?

Р.Я.: Не бывает плохих детей, бывают трудные подростки. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения, перенимают плохие привычки, которые они уже выработали за свою короткую жизнь. Когда такой ребёнок имеет некий потенциал, важно направить его в нужное русло.

В один лагерь приехал сложный подросток. Он был всем недоволен, проявлял агрессию. Вот я матерюсь и буду, курю и буду курить и т. д. Вожатый увидел в нём лидерские зачатки и поставил его своим помощником, сказав, что если он и дальше будет так делать, соответственно преподнесёт плохой пример другим. Через осознание себя, ответственность за отряд он очень изменился. Вскоре начал сам пропагандировать здоровый образ жизни, организовывать ребят на разные мероприятия. Как только ребёнок начинает раскрываться, он может мотивировать себя.

Если сложных подростков много, среди них возникает соревновательность, бояться этого не надо. От многих дурных привычек можно отучить, личным примером можно показать, как можно обходиться без спиртного, как получить удовольствие не от сигареты, а от хорошо выполненного дела. Здесь важен элемент партнёрства, общение на равных. Ребёнок, который рос в неполной семье, обычно привык быть один, а в лагере он чувствует коллектив, боится подвести других, это хорошая мотивация. Детский лагерь может дать подростку испытать новое чувство социальной согласованности, удовольствия от совместно выполненных дел, уход от стресса.

— Другими словами, лагерь компенсирует детям воспитание, которого не получили дома?

Р.Я.: Как отец двоих детей, я с полным правом утверждаю, что воспитание — это колоссальный труд. Не может ребёнок расти как дикая трава, его надо воспитывать. Родители хотят, чтобы ребёнок стал самым лучшим актёром, музыкантом, и при этом не совсем правильно оценивают творческий потенциал ребёнка. Очень многие искренне любят своих детей, но не понимают, как им помочь. Не любой родитель оформленный воспитатель.

Родитель должен сам учиться, сам развиваться, не игнорировать роль школы, дополнительного образования. И уж точно воспитывать детей нужно не для себя. Когда не прислушиваются к своему ребёнку, тогда получается здесь недожали, тут не могли принять его таким, какой он есть, дело доходит до трагедии. Все случаи детского суицида случаются именно там, где детей недолюбили, не уделяли достаточно внимания.

Если проследить все несчастные случаи с детьми, во многом виноватыми оказываемся мы, взрослые. Часто можно наблюдать у родителей чувство внутренней неудовлетворённости, тогда они пытаются удовлетворить свои амбиции в детях. Если не смог стать хорошим спортсменом, он добивается от своего ребёнка, чтобы тот отдавался спорту или стал музыкантом, художником и т. д.

Девиантное поведение ребёнка — всегда реакция, реакция на среду. И это нормально, что есть разный подход к детскому лагерю, когда ребёнка изымаем временно из привычной среды и помещаем в другую среду. Такой способ показывает ребёнку некую другую реальность, другие увлечения, другие отношения. Если он по возвращении из лагеря сохранит тот эмоциональный настрой, в привычной среде он поймёт, что надо что-то менять в себе, что есть что-то другое, более интересное, чем выпивка, мат, табак или наркотики. Так лагерь становится частью системы воспитания, который оказывает большое воздействие на развитие подростка.


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*