В России в двигателях для ракет-носителей «Протон-М» использовали «неликвидные компоненты»

Ракета-носитель «Протон-М». Фото: STR/AFP/GettyImages


Российский космический грузовой корабль «Прогресс МС-04» потерпел крушение 1 декабря при полёте к Международной космической станции в результате использования «неликвидных компонентов», сообщил «Коммерсантъ». /epochtimes.ru/

Двигатели для ракет-носителей типа «Протон-М» собирались на Воронежском механическом заводе (ВМЗ). На данном типе двигателей должны применяться материалы, содержащие драгметаллы. Однако в действительности использовались иные, более дешёвые и менее жаростойкие материалы, предназначенные для других типов двигателей. По документам подобная замена не проводилась.

Руководство Роскосмоса решило отозвать на ВМЗ все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М», выпущенные предприятием. «Речь идет обо всех без исключения двигателях для «Протонов», выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур. График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели», ― сообщил источник «Коммерсанта». По мнению специалистов, именно дефекты двигателя вызвали аварию ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс-М» 1 декабря 2016 года.

Поводом к отзыву двигателей стали технологические проблемы, выявленные в ходе огневых испытаний двигателей. Для разрешения создавшейся ситуации привлекли другой двигателестроительный завод НПО «Энергомаш», которому предстоит провести аудит на ВМЗ и технический контроль всех выпущенных им двигателей.

Перепроверка двигателей может повлиять на сроки запланированных на 2017 год 27 запусков, что грозит Роскосмосу выплатой крупной неустойки по подписанным контрактам. Тем не менее, Роскосмос готов понести неустойку ради тщательной проверки двигателей перед запусками. Расследованием подмены материалов уже занимаются Следственный комитет России, прокуратуры, ФСБ.

Крушение «Прогресса»

Космический грузовой корабль «Прогресс-М» потерпел крушение 1 декабря 2016 года. На его борту находились 2,5 тонны груза, включая топливо в баках комбинированной двигательной установки и системы дозаправки, воду и сжатые газы, научное оборудование и комплектующие для системы жизнеобеспечения и прочее. Авария произошла во время отделения третьей ступени на высоте 190 км над Тывой. Большая часть обломков ракеты и корабля сгорели в атмосфере.

Уже тогда специалисты заподозрили, что причиной крушения корабля стал двигатель, поскольку связь с кораблём была утрачена мгновенно. «Скорей всего, в нынешней аварии также будут вопросы к двигателю РД-0110, — пояснили «Московскому комсомольцу» в космической отрасли. — Уже сейчас говорят о прогаре двигателя третьей ступени, а он может произойти либо из-за засора, либо из-за некачественной сборки».

За последние 30 лет космический грузовой корабль «Прогресс-М» потерпел крушение 3 раза: в 2011, 2015, 2016 годах. До выяснения причин последней аварии были приостановлены некоторые космические проекты, использующие двигатель РД-0110. Он является составной частью ракет «Союз-2.1а», «Союз-СТ». Первый вид ракет используется при запусках военных аппаратов с космодрома Плесецк, а также для доставки к МКС космонавтов. «Союз-СТ» использует Европейское космическое агентство на космодроме Куру во французской Гвиане.

Роскосмос сократил программу

Из-за экономического кризиса в стране и возросшей стоимости работ Роскосмос сократил свою программу на 2016-2025 годы более чем на 400 млрд рублей. На реализацию прежней программы из бюджета планировалось выделить 2,117 трлн рублей. Ещё 319 млрд рублей должны были поступить из внебюджетных источников.

Сокращению подверглись запуски кораблей «Прогресс» с четырёх до трёх в год, ведомству пришлось отказаться от проведения 29 опытно-конструкторских работ и работ по созданию свертяжёлой ракеты. Сроки готовности нового поколения аппаратов научного и социально-экономического назначения сдвинулись на 2-5 лет.

При этом Роскосмос оставил проекты по созданию пилотируемого корабля нового поколения и элементов сверхтяжёлой ракеты (самой ракетой займутся после 2025 года). Оставлены также проекты по разработке ракет-носителей среднего и тяжёлого класса грузоподъёмностью до 38 тонн и межорбитальных буксиров для пилотируемого облёта луны в 2025 году.


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*