Утилизационный сбор — больной вопрос рынка спецтехники России

Фото предоставлено сайтом ms-74.ru


Чуть больше года назад на российском рынке появилось понятие «утилизационного сбора на спецтехнику», который в народе уже кратко прозвали «утилем».

В настоящей статье нам хотелось бы рассказать о неоднозначном отношении к результатам Постановления Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Под это постановление подпадает практически вся отечественная и импортная спецтехника — автогрейдеры, бульдозеры, катки, прицепы, подъёмные краны.

Проблемы и развитие рынка спецтехники в последние 20–25 лет

Рынок спецтехники и промышленного оборудования в России — важнейший компонент и инструмент выживаемости нашей экономики, который, как оказалось, достаточно легко повредить. С 1990-х годов ХХ века и примерно до 2013 года на нём наблюдалось засилье импортного оборудования, завозимого дилерами иностранных производителей.

С одной стороны, для любого государства это достаточно обидно в том плане, что оно самостоятельно не производит многие виды станков и спецмашин, поэтому производственники и строители начинают приобретать их из других источников, зачастую хваля чужое и ругая своё.

С другой стороны, хорошие импортные машины, завозимые и обслуживаемые множеством частных компаний, оказались огромным подспорьем для с трудом поднимающейся экономики и многие годы заполняли все выставки оборудования, на которых различные поставщики соревновались по нормальным рыночным законам. Эту тенденцию считал вполне здоровой ещё царь.

Пётр Первый считал, чтобы выпустить своё, в тяжёлое «отсталое» время нужно сначала завезти чужое. Мы много потеряли в сфере промышленности при развале Советского Союза, и такая помощь частного бизнеса, завозившего станки, бульдозеры, краны, погрузчики была просто необходима и физически помогла выжить многим производителям.

Примерно в 2014 году по рынку импортного оборудования жёстко ударил кризис, оказавшийся затяжным, на несколько лет. При огромном скачке евро и доллара поставщики импортных станков и спецтехники потеряли практически всех своих заказчиков и стали говорить о том, что этот импортный рынок в нашей стране практически умер.

Одновременно возникла и начала развиваться благородная идея импортозамещения, хотя это был ещё не результат того процесса, что «мы завезли много чужого оборудования и начали выпускать своё», а осознанная необходимость — ввиду кризиса и санкций.

То явление, которое долго называли кризисом и из которого мы, как считается, медленно выходим сейчас, на самом деле отразил реальное состояние нашей экономики и в первую очередь в промышленности.

В условиях импортозамещения могли бы отпраздновать победу многие поставщики спецтехники — кранов, бульдозеров, тракторов, погрузчиков, автогрейдеров — которые специализируются на технике отечественной.

Поскольку большие мощности российской промышленности, как сейчас часто говорят, расположены на Урале, приведём в пример челябинскую компанию ООО «Машсервис» (сайт ms-74.ru).

Эта фирма поставляет и обслуживает большую номенклатуру российской спецтехники уже около 10 лет и обладает одним из самых информативных и подробных сайтов о различных спецмашинах.

На этапе кризиса ООО «Машсервис» потеряло очень хорошего китайского поставщика — огромный концерн XMG, погрузчики производства которого ранее, по сообщениям сотрудников компании, «расходились со склада, как пирожки».

Скачок курса доллара не позволил более торговать этой продукцией, однако не мог бы сильно повлиять на жизнеспособность компании, которая занимается и бульдозерами знаменитого «Челябинского тракторного завода», и автогрейдерами «ЧСДМ», и всеми отечественными автокранами и комплектующими к ним.

Фото предоставлено сайтом ms-74.ru

Утилизационный сбор и его влияние на ценообразование

В 2016 году появился утилизационный сбор, который «ударил» и по отечественной спецтехнике. Благодаря постановлению о нём, каждая машина подорожала для конечного заказчика на 350 тысяч–1,2 миллиона рублей.

Утилизационный сбор уплачивается при постановке машины на учёт, направляясь в государственную казну для централизованного накопления капитала, позволяющего ликвидировать вред, наносимый экологии каждой единицей спецтехники, а также проводить в будущем утилизацию старых машин.

Чтобы оценить размеры новых расходов заказчиков, приобретающих трактора, бульдозеры и автогрейдеры, можно привести в пример таблицу на сайте ООО «Машсервис» по адресу https://ms-74.ru/blog/utilizatsionnyy-sbor-spectehniki-2016–2017-goda.html.

Ниже приводим выдержку — некоторые цены на отечественные спецмашины.

Модель спецмашины

Цена без сбора, руб.

Цена со сбором, руб.

Утилизационный

сбор, руб.

Трактор Т10М

3 565 000

3 940 000

375 000

Бульдозер Б10М

3 825 000

4 875 000

1 050 000

Бульдозер Б10МБ

4 125 000

4 500 000

375 000

Автогрейдер ДЗ-98

5 300 000

6 500 000

1 200 000

Для государства это однозначно дополнительные деньги, а капитал лишним не бывает. С другой стороны, как уже упоминалось ранее, участники российского промышленного рынка за последние 20–25 лет самостоятельно очень много сделали для собственной выживаемости — речь идёт о множестве частных компаний — и государство им в этом не помогало.

В рыночной экономике каждому приходилось биться самому за себя. Утилизационный сбор в таких размерах, примеры которого приведены выше, больно хлестнул по карману большинства покупателей спецмашин.

У многих строительных компаний, которые боролись за немногочисленные во время кризиса заказы, просто опустились руки — они не могли больше себе позволить новый бульдозер.

Некоторые машиностроительные предприятия, например, производители прицепов в Санкт-Петербурге, объявили о том, что по таким ценам их продукцию больше не берут.

Рынок бывших в употреблении спецмашин также оказался закрыт. Утилизационный сбор действовал и на отечественные б/у машины и добавлял к их цене 350–500 тысяч и более рублей, приближая их стоимость к новым.

«Утиль» на импортные б/у спецмашины специально рассчитывался по ставке, чтобы их ввоз оказался бессмысленным занятием для перепродажи и ценовой конкуренции не выдерживал.

Каков результат

Результатом явилась обычная реакция российского потребителя — ремонтировать старое и использовать его до полного разрушения, приобретать только запчасти, а не целые машины, и «мотать скотчем то, что отвалилось», при отсутствии запчастей.

Та теория, которая могла быть предпосылкой расчёта утилизационного сбора, что человек/компания, накопившая 5 миллионов рублей на бульдозер, достанет и 6 миллионов, оказалась неверна. Многие частные компании нелёгким трудом зарабатывают свои деньги, дорожа каждым рублём.

Что касается мнения заказчиков, приобретающих спецтехнику, о том, как впоследствии будет расходоваться утилизационный сбор, то и оно неоднозначно.

Фото предоставлено сайтом ms-74.ru

Например, многие иностранные партнёры часто спрашивают нас, как рассчитывается размер пенсии человека, который всю жизнь работал, проверяя, чтобы компании-работодатели за него честно отчисляли налоги. Размер налога мы знаем.

Пенсионный возраст знаем тоже. Однако как точно будет рассчитана пенсия, а также почему школьный учитель, который приходил домой в два часа дня, будет получать столько же, сколько хирург, возвращавшийся к семье лишь на вторые-третьи сутки — немного поспать, причём оба будут получать мало — только на еду, мы не знаем.

Пройдёт слишком много лет. Изменится куча малопонятных схем. Партнёры задают нам глобальный вопрос, отражающий состояние экономики, на который неудобно отвечать, и мы выкручиваемся с помощью различных дипломатических оборотов…

Что делать, чтобы выживать — продавать и покупать

В настоящее время, по информации из разных источников, нелегальными способами борьбы с «утилем» является приобретение через тендеры спецмашин (например, тракторов), по спецификации разобранных на запчасти, в виде так называемых мешков с тракторами.

Бытуют и сведения о появлении в отдалённых регионах России нескольких автогрейдеров и прочей спецтехники под одинаковыми регистрационными номерами.

Что же касается поставщиков спецмашин, которые не хотят портить своё реноме и, несмотря на все трудности, планируют долгосрочную легальную работу на российском рынке, то предлагаются следующие методы работы:

1. Помогать заказчикам разумно снижать размер утилизационного сбора при покупке новых машин, за счёт продажи, к примеру, тракторов и бульдозеров, а отдельно впоследствии — навесного инструмента к ним (отвалов, кирковщиков, баровых установок, на которые «утиль» не распространяется).

2. Предлагать вместо оригинальных машин, например, «Челябинского тракторного завода» («ЧТЗ»), трактора и бульдозеры лицензионной сборки от некрупных производителей, проверенных опытным поставщиком, на качество.

Исполнение машин может быть проще (к примеру, «ЧТЗ» может изготовить сложный современный узел гидромеханической трансмиссии, а лицензионный производитель — только механическую коробку передач), но качество сборки не хуже, чем у оригинального производителя, или даже лучше. Лицензионные машины могут стоить примерно на 2 миллиона рублей дешевле.

В заключение скажем, что челябинская компания «Машсервис» также имеет лицензию Минпромторга на сборку тракторов и бульдозеров Т-170, Т10 М, Б10, Б10 М «ЧТЗ»и поставляет такие машины, наряду с продукцией оригинального производителя и спецмашинами с капремонта с полностью восстановленным ресурсом.

На своём сайте компания как опытный участник рынка спецтехники ведёт блог, в котором привлекает внимание общественности к основным новостям и проблемам своего рынка, в том числе пытается найти разумное решение трудностей.

Некоторые российские компании уже направили Правительству РФ обращение с просьбой о внесении поправок в Постановление об утилизационном сборе, так как в своём оригинальном виде оно губит большую часть строительного, машиностроительного, деревообрабатывающего бизнеса.

Мы надеемся также внести свою лепту в этот процесс, в результате которого такие поправки будут приняты.

 

На правах рекламы

 


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*