Развал-схождение грузовых автомобилей, особенности измерения и регулировки

Фото: автор Шнайдер Евгений Александрович


Измерение и регулировка углов установки колёс грузового автотранспорта имеет ряд существенных отличий от аналогичных процедур для легковых автомобилей. Данные различия обусловлены как конструктивными и эксплуатационными параметрами, так и отличиями в весе и габаритных размерах.

Базово в индустрии выделяют два подхода в измерении и регулировке развал-схождения грузовых автомобилей. Расскажем об этом подробней в этой статье, при этом рассмотрены будут углы схождения и разворота осей и углы, связанные с развалом колеса. Измеряются они в обоих случаях одинаково — наклон колеса относительно горизонта.

Первым подходом является измерение и регулировка углов относительно рамы автомобиля. В этом случае базовой линией (линия, относительно которой происходит регулировка углов расположения колёс) для регулировки схождения и углов разворота осей является линия, проходящая через центр рамы автомобиля. Данные измерения и регулировку называют — по раме автомобиля.

Особенности измерения и регулировки углов развал-схождения по раме: для проведения процедуры измерения на раму устанавливается специальные структуры (как правило, с двух противоположных сторон рамы), на которые в последующем устанавливаются либо измерительные датчики, либо специальные отражатели, работающие с измерительными датчиками. Целью установки данных мишеней или датчиков, является измерение геометрических параметров рамы и центр-линии и подготовка измерения расположения колёс относительно её.

Далее на колёса устанавливаются колёсные измерительные датчики, которые взаимодействуют с элементами, установленными на раме автомобиля. Измеряя таким образом взаимное расположение колёс и центр-линии рамы, мы, поочерёдно переставляя колёсные датчики, получаем взаимное расположение колёс и рамы и тем самым определяем индивидуальные и суммарные схождения колёс и разворот осей относительно друг друга.

Преимуществом данного способа являются точная настройка углов относительно геометрии рамы автомобиля. В то же время в случае невозможности отрегулировать по раме хотя бы одну из осей, становится проблематичным приведение остальных осей к углам, максимально нивелирующим эффект неправильно отрегулированной оси, тем самым снижается гибкость настроек подвески автомобиля.

Исторически основными производителями систем для регулировки углов установки колёс грузовых автомобилей, регулирующим колёса относительно рамы, являются несколько европейских компаний.

Другим подходом в регулировке углов колёс грузового автотранспорта является случай приведения углов развал-схождения к базовой оси, выбранной относительно одной из осей (базовой) автомобиля. В данном случае за базовую ось как правило принимают заднюю ось автомобиля или полуприцепа. Необходимо заметить, что при начальном этапе измерений оборудование находит центр-линию аналогично первому способу, однако данная линия проходит не через центр рамы, а через центр осей. Таким образом при определении параметров базовой оси стенд развал-схождения сравнивает их с центр-линией и в последующем предлагает отрегулировать базовую ось по ней.

Основное отличие данного подхода заключается в том, что в дальнейшем базовой линией регулировки является не центр-линия, а линия тяги (определяемая как линия схождения колёс базовой оси). Очевидно, что в идеальных условиях оператор, отрегулировав базовую ось, настроит базовую линию и линию тяги, совместив их — тем самым мы получаем угол тяги равный нолю, но в то же время, если базовую ось, равно как и любую другую неуправляемую ось, отрегулировать по центр-линии не удаётся, за базовую линию регулировки будет принята линия тяги данной оси.

Таким образом, второй способ регулирования осей избавляет от недостатка обязательной регулировки по раме, в случае, если одну из осей отрегулировать не удастся. Часто среди специалистов встречается мнение о том, что при втором способе регулировка не привязана к раме, и это может привести к смещению рамы относительно направления настройки осей и возникновении так называемых эффектов «движения по собачьи» и «кривого руля». Однако на практике такой эффект возможен в случае невозможности регулировки какой-либо из осей по центр-линии, и необходимости настроить схождение по данной оси.

Основным производителем стендов, производящих измерение и регулировку по осям, является американский производитель оборудования для развал-схождения Hunter Engineering Company.

В то же время сейчас налицо тенденция комбинирования данных способов при измерении углов установки колёс грузовых автомобилей. Это связано с одной стороны, с требованиями некоторых европейских производителей по регулировке углов по раме, с другой, неоспоримыми преимуществами приведения углов по осям. Наглядным примером совмещения данных способов стал Стенд развал-схождения грузовых автомобилей Hunter под управлением программного комплекса WinAlign, позволяющий при помощи опционально Набора измерения относительно рамы произвести измерения в том числе по раме измеряемого грузового автомобиля, или полуприцепа.

 


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*