Китайские археологи негативно отреагировали на предположение о влиянии греков на создание терракотовой армии

Терракотовые воины из гробницы Цинь Ши Хуана, первого императора Китая. Сиань, Китай. Фото: Wikimedia


Археологические находки в Китае раньше редко бывали замечены, но в последнее время митохондриальные ДНК-тесты, проведённые на человеческих останках из Синьцзяна, самой западной провинции Китая, привлекли внимание международных средств массовой информации. Полученные результаты свидетельствуют о присутствии «западников» в Китае ещё в III веке до нашей эры, во время жизни Цинь Ши Хуана (259–210 гг. до н.э.), первого императора Китая. /epochtimes.ru/

Недавно было сделано новое поразительное предположение по поводу гробницы императора Цинь Ши Хуана, находящейся в провинции Шэньси, со знаменитой Терракотовой армией, состоящей из 8 000 скульптур воинов в натуральную величину.

В статье BBC сообщалось о том, что старший археолог Ли Сючжэнь из музея-мавзолея первого императора Китая Цинь Ши Хуана заявила, что многие скульптуры, находящиеся внутри и вокруг гробницы, включая Терракотовую армию, а также фигуры музыкантов, танцоров и акробатов, «вдохновлены древнегреческими скульптурами и предметами искусства».

Спорная теория: греки помогли китайцам создать Терракотовую армию?
Новые исследования показывают, что западные путешественники побывали в Китае более 1 500 лет назад, задолго до исторического путешествия Марко Поло на Восток. Некоторые учёные счит…

Сообщение о предполагаемом греческом влиянии на создание Терракотовой армии быстро распространилось и стало сенсацией, но археологи в Китае и во всём мире настроены скептически. Чжан Вэйсин, глава музея-мавзолея императора Цинь Ши Хуана, сообщил AFP, что нет «никаких существенных доказательств контакта между древними греками и лицами, ответственными за строительство гробницы Цинь Ши Хуана».

Ли Сючжэнь пошла на попятную, обвинив агентство «Синьхуа», крупнейшее государственное информационное агентство Китая, в том, что её слова были вырваны из контекста. «Терракотовые воины, — уточнила она, — могли быть вдохновлены западной культурой, но однозначно были сделаны китайцами». Она также заявила «Синьхуа», что её идеи были искажены, и это не она, а искусствовед Лукас Никель предположил, что «греческий скульптор, возможно, обучал местных жителей».

На протяжении многих веков археологи и историки искусства стремились увидеть греческий отпечаток в произведениях искусства и архитектуры по всему миру. Но эта точка зрения опирается на евроцентрическую логику, которая предполагает, что другие цивилизации были принципиально не способны создать узкоспециальные, впечатляющие и прекрасные произведения искусства.

Лучший и единственный способ?

На Западе классическое греческое искусство и архитектура представляются как особое достижение. Греки приписывают себе изобретение форм и методов, которые опережали возможности их современников. Один из часто цитируемых примеров древнего греческого гения — энтазис (выпуклость) колонн в греческих храмах, таких как Парфенон. Греки использовали архитектурный трюк, который создаёт оптическую иллюзию высоких, прямых колонн.

Колонны Парфенона были построены с использованием энтазиса. Фото: Konstantinos Dafalias/flickr, CC BY

Энтазис на самом деле наблюдался в ранней архитектуре по всему миру. Тем не менее в начале XIX века некоторые европейцы посчитали его присутствие в ранних японских храмах как доказательство греческого влияния на японскую архитектуру.

Другие знаменитые азиатские произведения также были отнесены к грекам. Понятие «греко-буддийского искусства» было изобретено, чтобы объяснить правильные пропорции и изящные позы скульптур в древней Гандхаре (в современном Пакистане). Единственным объяснением их утончённости, как полагали европейцы, было влияние Александра Македонского и его талантливых греческих ремесленников, которые путешествовали в Гандхару в конце IV века до н.э.

Искусствовед Михаил Фолсер недавно показал, что понятие греко-буддийского искусства или «буддийского искусства с греческой сущностью» — действительно колониальное понятие, возникшее во время британского правления в Индии. На Западе примеры этого искусства, представленные в основном скульптурами Будд, с тех пор чаще всего интерпретируются как результат греческого влияния, то есть как ранний пример успешных европейских попыток цивилизовать Восток.

На протяжении XIX и XX веков исследователи и антропологи объясняли экзотические иностранные обычаи через призму греческих традиций. Они связывали с греками старый китайский обычай сожжения подарков от друзей на погребальном костре умершего. Они утверждали, что бытовые обычаи черкесов, этнической группы на северо-восточном побережье Чёрного моря, вдохновлены греками.

Кроме того, путешественники и археологи тоже поддерживали теорию прямого внешнего влияния. Как ещё они могли объяснить сложные художественные приёмы и инженерный гений в «примитивных» обществах?

В 1871 году немецкий исследователь Карл Маух отправился на поиски библейского Офира, а наткнулся на развалины столицы Королевства Зимбабве, которая процветала примерно с XI по XV вв. Уверенный в том, что никто из африканцев не мог построить такие чудесные структуры, Маух провозгласил, что Большой Зимбабве — это город, построенный библейской царицей Савской. Это был её Офир, источник золота, которое она послала царю Соломону («золото Офира») для использования в первом храме в Иерусалиме.

Руины Большого Зимбабве. Фото: Andrew Ashton/flickr, CC BY-NC-ND

Мираж западного влияния

В случаях с Терракотовой армией и Большим Зимбабве европейским учёным было трудно понять неевропейские архитектурные и художественные достижения, не прибегая к влиянию древних греческой или библейской цивилизаций. Сейчас такое мышление также проецируется на китайские и африканские предметы старины.

Этот мираж древнего культурного глобального влияния заставляет нас забыть о разнообразии культур и их независимом друг от друга происхождении.

Есть и «обратные» случаи. Летом 1668 года османский путешественник из Стамбула по имени Эвлия Челеби прибыл в Афины. Как Маух в Зимбабве, Челеби был не слишком впечатлён греками, назвав их язычниками с «тремя сотнями домов для идолопоклонства».

Конечно, греки не могли бы построить такой чудесный город, сказал Челеби. В своей «Книге путешествий», следуя концепции «всех христианских и коптских летописцев», он приписал основание Афин пророку Соломону и, как Maух в Зимбабве, царице Савской.

Авторы: Йоханна Ханинк и Фелипе Рохас Сильва, доценты кафедры археологии и древнего мира в Университете Брауна

Источник: The Conversation


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*