Борис Малышев: Большинство людей абсолютно не знает, что такое свастика

Левосторонняя свастика на храме в Южной Корее. Фото: ru.wikipedia.org/ public domain


В интервью с кандидатом исторических наук Борисом Малышевым, специалистом по духовной культуре и истории стран Восточной Азии, разговор шёл о свастике, как о символе движения, жизни, солнца, света и благополучия.

Б.М.: Свастика, или гамматический крест, является одним из самых древних и широко распространённых графических символов. Она изображалась многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, оформлении церквей и домов.

Нельзя не сказать о том, что левосторонняя свастика была одним из самых любимых знаков последней русской императрицы Александры Фёдоровны. Она чертила его повсюду — для счастья. В том числе начертила карандашом на стене и в оконном проёме комнаты в Ипатьевском доме, который, как мы знаем, был местом заключения царской семьи. А также на обоях над кроватью, где, по всей видимости, спал наследник Цесаревич.

Свастика официально использовалась в логотипе русского электрического акционерного общества АСЕА.

Фото: wikipedia.org

После Февральской революции 1917 года свастика изображалась на некоторых денежных купюрах временного правительства. И после октябрьского переворота в 1917 году свастика ещё пользовалась большой популярностью в России, особенно у художников, которые искали символы для новой эпохи.

В ноябре 1919 года командующий Юго-Восточным фронтом Красной армии В. И. Шорин издаёт приказ №213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики. И в этом приказе свастика обозначалось словом «люнгте», то есть буддийская «Лунгта», означающая «вихрь», «жизненная энергия».

Конец распространению свастики в России положила статья под названием «Предупреждение», которую в ноябре 1922 года опубликовал нарком просвещения А. В. Луначарский в газете «Известия». А через четыре года произошёл печальный казус, связанный с публикацией первой части блестящего фундаментального исследования выдающегося русского этнографа Бориса Куфтина об истории народного костюма Русской Мещёры. Издание содержало богатейший иллюстративный материал, в том числе со свастическими орнаментами. Но после 1933 года подобные исследования были свёрнуты. Продолжения публикации работ Куфтина не последовало. Книги, которые разослали по библиотекам, в основном были уничтожены, сохранились только отдельные экземпляры. Автору пришлось после этого до конца жизни заниматься археологией Грузии.

— А как в Европе складывалось отношение к свастике? Почему Гитлер обратился именно к этому символу, а не к другому?

Б.М.: Всплеск популярности свастики в европейской культуре произошёл в XIX веке на волне арийской теории. В 1870 году английский астролог Р. Моррисон организовал «Орден свастики» и заявил в своём альманахе о желании возродить масонскую ложу, якобы существовавшую под таким же названием в 1027 г. в Китае.

До прихода к власти нацистов в качестве личного герба свастику использовал Р. Киплинг. Свастику использовал и основатель движения бойскаутов Роберт Баден-Пауэл. Начиная с 1900 года, в первое десятилетие XX века, в Великобритании, в США свастику печатали повсюду на открытках, называли её крестом счастья, который якобы состоит из четырёх L: Light — свет, Love — любовь, Life — жизнь и Luck — удача. А корпорация Coca-cola размещала свастику на своей продукции.

Ещё в 1915 году свастика изображалась на знамёнах батальонов, а потом полков латышских стрелков. Надо сказать, что Латвия дала наибольший импульс для использования свастики политическими течениями, политическими движениями. С 1918 года она становится элементом официальной государственной символики латвийской республики. Эмблемой её военной авиации. С 1918 по 1945 год свастика изображалась на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии. И сейчас она сохраняется на президентском штандарте.

Где-то с начала 20-х годов свастика становится символом германских нацистов. После их прихода к власти в 1933 году это официальный государственный символ Германии, который изображался на государственном гербе и на государственном флаге. В представлении самого Гитлера свастика прежде всего символизировала борьбу за торжество арийской расы.

К восточной мистике нацисты, особенно организация «Аненербе», проявляли колоссальный интерес. Они неоднократно направляли экспедиции в Тибет. Гитлер пригласил к себе группу тибетских лам, правда, не буддийских, а боннских, с которыми проводил эксперименты с восточной мистикой. Гитлер также чувствовал мистическое единство с Индией. Сами идеи, которые содержались и в теософии, частично в антропософии развивались на немецкой почве. Поэтому идеологи нацизма использовали эти теории, в том числе и арийскую теорию. И поэтому свастика воспринималась как базовый символ арийства, базовый символ арийской теории ввиду её распространения в Индии, в Тибете, в регионе, который вызывал особый интерес.

В представлении Гитлера свастика — это символ арийской борьбы за чистоту расы. Вот в таком выборе соединились и мистическое, оккультное значение свастики, и представление о ней, как об арийском символе.

В конце концов, свастика утверждается в немецкой крайне правой политической традиции. Её начинает использовать целый ряд австрийских антисемитских партий. В марте 1920 года во время капповского путча она уже изображалась на касках штурмовиков бригады «Эрхардта», которая захватила власть в Берлине.

Начиная с 20-х годов, в восприятии европейцев свастика начинает всё более ассоциироваться с немецким нацизмом. А после 33-го года она уже окончательно начинает восприниматься как символ нацистской. Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что сами нацисты считали своим символом далеко не любую свастику, а только четырёхконечную, с концами, которые направлены в правую сторону. То есть, исключительно правосторонняя свастика, и с крестом, повёрнутым на 45 градусов, иксообразно.

Называли они этот знака «хакенкройц », или крюкокрест. При этом она должна помещаться в белый круг, который изображался на красном прямоугольнике. Вот именно такой знак находился на государственном флаге национал-социалистической Германии. В период с 33 по 45 год. Также на эмблемах как гражданских, так и военных служб и подразделений этой страны.

Уже после разгрома нацистской Германии, в 1946 году приговором Нюрнбергского трибунала, который лёг потом и в основу Устава ООН и также законодательств многих современных европейских государств, распространение национал-социалистической идеологии, в том числе и символики, именно нацистской свастики, было признано противозаконным. Она официально запрещена и Кодексом административных правонарушений РФ.

— Да, но от этого значение этого знака не теряется? Для остального мира он так и остался символом Будды, разве буддисты откажутся от него?

Б.М.: Конечно, буддизму сложно отказаться от этого символа. И у нас когда-нибудь уйдёт острота восприятия этого знака. Для того чтобы какая-то идея вошла в сознание, нужно, чтобы она постоянно присутствовала, чтобы человек привыкал к этой мысли. Большинство людей абсолютно не знают, что такое свастика. Они вообще ничего о ней не знают. У большинства людей она ассоциируется с фашизмом. Поэтому единственный способ, который я вижу — это разъяснение. Я читаю студентам лекции о свастическом символе, ваше издание опубликует статьи, кто-то ещё расскажет, но в одночасье общественное мнение широких масс не изменить.

— Вы верите в символизм, идеограмму знаков?

Б.М.: Любая графическая символика для духовной традиции имеет колоссальную важность, колоссальное значение. А вот серп и молот — это не духовная эмблема. Она имеет типологические признаки как религиозного символа, потому что коммунизм — это ведь тоже своеобразная религия, это культ. У меня как у противника тоталитаризма вызывает отторжение изображения Сталина, любая коммунистическая символика. Я тоже отношусь к ней негативно, отрицательно, поэтому вся символика, которая пропагандирует эту идеологию, для меня неприемлема.

Любой культ нуждается в символике. Даже пресловутый пионерский галстук, я помню, как нам объясняли его символику: задний треугольник — это партия, длинный конец — это комсомол, а короткий — пионерская организация. Отсюда мавзолеи, церемонии возложения венков и прочее. Всё это чисто культовые моменты. Сейчас мы наблюдаем, как культовый характер приобретает празднование 9 Мая.

Здесь следует разграничить культ и религиозные представления, это не совсем одно и то же. Масса элементов носит культовый характер. К примеру, лозунг «Партия — единственная и непогрешимая!» значит примерно так же, как для верующих непогрешима церковь и её соборы. Съезды компартии абсолютно святы и непогрешимы для её членов, решения которых все обязаны выполнять. Для усиления вводятся коленопреклонение перед знаменем, целование знамени, клятвы.

Любой символ — это прежде всего знак лояльности, знак признания. Чем одиозен памятник Ивану Грозному, который поставили в Орле? Тем, что это признание. Позитивная оценка тех деяний, которые он совершил.

— Выходит, признание может быть двояким — как позитивным, так и негативным, как к памятникам вождей революции и ГУЛАГам?

Б.М.: Двоякость заключается прежде всего в исторической памяти. Вспомним IV век, когда христианство становится государственной религией и выходит из подполья, как христиане воспринимали статуи языческих богов, языческие храмы и святилища? Они их отторгали и громили. Для тех, кто воспринимает свастику за нацистскую символику, нужен более длительный период, чтобы воспринимать его как артефакт, который свидетельствует об истории.

Так же как и противникам тоталитаризма, отвергающим коммунистическую символику, это абсолютно одинаково. Этот процесс лежит в одной плоскости. Слишком мало времени прошло с тех событий, когда у людей вызывали негативное восприятие. Пока у человека, отторгающего символы, всё ещё возникает целый ряд негативных восприятий, вас не услышат.


Источник

Ответить

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*